Игумения Магдалина приняла участие в направлении "Древние монашеские традиции в условиях современности" XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
26 января 2017 года, в первый день работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и участники Чтений в священном сане. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, прибывшие на церковный форум. По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Затем в Центре оперного пения им. Г. Вишневской на Остоженке состялось пленарное заседание направления форума, куратором которого являлась игумения Иулиания (Каледа). В президиуме собрания, прошедшего под председательством архиепископа Феогноста, присутствовали: митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь); митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия (Кипрская Православная Церковь); архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий.
Открывая пленарное заседание, архиепископ Феогност обратился к участникам мероприятия с кратким вступительным словом. Приветствовав докладчиков и слушателей Чтений, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ознакомил собрание с основными этапами работы направления.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Г.М. Запальский в своем докладе «Монашество перед вызовами революционной эпохи» ярко описал историческую ситуацию, в которой находилось монашество Русской Православной Церкви перед 1917 годом и в первые годы советской власти. Докладчик подробно рассказал о преобразованиях, которые пыталось проводить монашеское сообщество, о комплексе мер, вынесенных на обсуждение Поместного Собора 1917-1918 гг., о том, какой отпечаток наложили на принимавшиеся решения бурные революционные процессы.
По благословению архиепископа Феогноста доклад «Святые и подвижники благочестия в истории Русской Церкви XX века» епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата, зачитал наместник Юровичского Свято-Рождество-Богородичного мужского монастыря Туровской епархии игумен Авксентий (Абражей). Епископ Порфирий напомнил о наиболее характерных эпизодах из жизни святого Патриарха Тихона, святителя Луки Крымского, священномученика Петра (Полянского) и других исповедников веры, сознательно принявших страдания за Христа. Автор доклада особо подчеркнул, что в каждом таком жизнеописании засвидетельствован урок, имеющий для нас большое значение: история святости в ХХ веке — «несокрушимый фундамент», на котором Церковь выстояла в жестоких испытаниях.
Митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия представил аудитории исследование «Значение подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для вселенского Православия». В своем выступлении митрополит Исаия заострил внимание слушателей на том факте, что интенсивность репрессий в отношении Церкви в послереволюционной России была сопоставима с гонениями в первые века христианства. Русские новомученики оказывают огромное влияние на весь мир. Они приводят к вере, укрепляют и вдохновляют множество людей, в том числе в тех странах, где христиане и ныне претерпевают преследования.
Пленарное заседание направления завершилось выступлением митрополита Горийского и Атенского Андрея на тему «Монашество Грузии в годы гонений на Церковь». Владыка Андрей познакомил участников Чтений с судьбами грузинских подвижников и напомнил, что путь исповедания веры и подвиг возрождения вековых устоев Церкви Христовой Русская и Грузинская Церкви прошли вместе. «Новомученики, какой Поместной Церковью они ни были бы прославлены, — это наши общие святые, наши общие покровители, наши общие отцы и матери», — сказал докладчик.
Работа направления продолжилась на заседании секции «За Христа пострадавшие: значение опыта новомучеников и исповедников Церкви Русской для современного монашества» под председательством митрополита Святогорского Арсения (куратор — настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова)).
Епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в своем выступлении «В горах и пещерах: аскетический опыт монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» поделился воспоминаниями о прославленном ныне митрополите Тетрицкаройском Зиновии (Мажуге) и схиархимандрите Виталии (Сидоренко), возвеличивших подвиг монашества в годы гонений.
Заявленной теме секции был посвящен и доклад насельника Троице-Сергиевой лавры, профессора Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «За Троицу Святую: подвиг троицкого наместника архимандрита Кронида (Любимова)».
Наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы архимандрит Алексий (Поликарпов) в исследовании «Светильники духа: служение духовного наставничества монашествующих в годы гонений на Церковь в XX веке» напомнил собранию о роли, которую суждено было сыграть Даниловой обители в период богоборчества. Архимандрит Алексий живо обрисовал портреты даниловской братии. Молитвами и подвигами последнего настоятеля архипископа Феодора (Поздеевского) и духоносных старцев обители Данилов стал центром православной жизни Москвы 1920-х годов.
Настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария (Солодовникова) в докладе на тему «Верные хранительницы монашеских преданий: исповеднический подвиг монахинь в годы гонений» рассказала о судьбах последней игумении обители Алипии (Таишевой) и аносинских монахинь, для которых иноческий путь стал «открытым путем мученичества», жертвой Богу и примером будущим поколениям христиан.
Настоятельница Серафимо-Знаменского скита Московской епархии игумения Иннокентия (Попова) в своем выступлении, посвященном основательнице и первой настоятельнице обители схиигумении Фамари (Марджановой), подробно описала жизнь новопрославленной в лике святых матушки и рассказала о людях, с которыми схиигумению связывали духовные отношения, о том, что участие матушки Фамари в жизни скита насельницы ощущают и в наши дни.
Подводя итоги работы направления, митрополит Арсений отметил, что рассказы и воспоминания о подвиге исповедников веры Христовой имеют, прежде всего, духовный смысл. Исследуя их жизнь и обращаясь к ним за молитвенной помощью, мы чувствуем себя членами единой Церкви, телом Христовым и сподобляемся заступничества и благословения святых.
27 января состоялся заключительный день работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Он начался с Божественной литургии в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы.
Богослужение в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, возглавил митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь). Его Высокопреосвященству сослужили клирики монастыря и прибывшее на форум священство. За богослужением молились настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей, принимающие участие в Чтениях.
Открывая заседание круглого стола на тему «Подвиг в духе Христовом: сохранение традиций монашества в условиях гонений ХХ века», наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы епископ Дмитровский Феофилакт поздравил собравшихся с отданием праздника Крещения Господня и днем памяти святой равноапостольной Нины.
Епископ Феофилакт сообщил о состоявшемся накануне вручении Президентом России В.В. Путиным ордена Александра Невского архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Успенского Псково-Печерского монастыря, за большой вклад в развитие духовных и культурных связей и поздравил Его Высокопреподобие с государственной наградой.
Затем участники круглого стола выступили с докладами. Заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) напомнила о трагических событиях в истории Зачатьевского монастыря в ХХ веке, рассказала о смиренном подвиге последних сестер разоренной обители и иеромонахе Павле (Троицком), окормлявшем в годы гонений многих верующих людей, впоследствие принявших монашество и ставших священниками Русской Православной Церкви.
Архимандрит Тихон (Секретарев) рассказал об истории Псково-Печерской обители в ХХ столетии, особо подчеркнув значение братских духовников, не только как помощников игумена, но как выразителей воли Божией.
Игумен Косьминской пустыни Петр (Мажетов) раскрыл тему монашества как подвига мученичества в любое, даже внешне мирное и спокойное время, так как основная цель жизни монаха — созидание личности во Христе — требует предельной самоотверженности и мужества.
Большой интерес вызвало сообщение игумена Нектария (Блинова), настоятеля Георгиевского монастыря в г. Чирчике (Республика Узбекистан), рассказавшего о малоизвестных страницах истории, связанных с пребыванием в Средней Азии ссыльного русского монашества. В период репрессий исповедники веры смогли передать свой духовный опыт местным жителям, благодаря чему окрепло и усовершенствовалось монашество в Средней Азии.
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН А.Л. Беглов посвятил свой доклад истории тайных монашеских общин в 1920-50-е годы, уделив особое внимание духовной жизни общин Высоко-Петровского монастыря, окормляемых последними старцами Зосимовой пустыни.
Игумения Мария (Сидиропулу), настоятельница Елисаветинского монастыря в Мюнхене (РПЦЗ), в своем выступлении «Сохранение монашеских традиций в условиях гонений» рассказала о тех, кто уезжал из России, чтобы сохранить свою веру. Эти люди воспринимали эмиграцию не как бегство, а как ожидание духовного возрождения своей страны. Независимо от того, по какую сторону границы оказались русские православные люди, все они чувствовали себя членами Церкви Христовой.
Игумения Алексия (Ремизова), настоятельница Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского монастыря в Костромской области, продолжила тему сохранения и развития русской монашеской традиции, которая не прервалась, оказавшись в трудных исторических условиях.
Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) на примере подвига преподобномучениц Зосимовой пустыни проиллюстрировала бесцельность и абсурдность политики репрессий советского периода. Благодаря стойкости исповедников веры Церковь приобрела тысячи небесных заступников.
Заключительный доклад круглого стола, который прочитал протоиерей Александр Чесноков, был посвящен святым старцам Глинской пустыни, внесшим значительный вклад в сохранение традиции русского монашества в богоборческий период. Протоиерей Александр на протяжении многих лет был лично знаком с прославленным в лике святых митрополитом Зиновием (Мажугой), а в настоящее время является исследователем подвига глинских старцев в ХХ веке.
Во второй половине дня под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия начала свою работу секция «Устроение жизни современных монастырей и уроки трагических событий ХХ века» (куратор — игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия).
Митрополит Георгий, раскрывая тему «Духовный авторитет игумена как основа единства братства», подчеркнул, что для возрождения монашества необходимы сегодня соборные усилия. Вырабатываемые в настоящее время церковные документы определяют важные принципы устройства обителей и призваны помочь возрождающимся общинам войти в русло многовековой монашеской традиции. Обращаясь к дискуссии о том, каким должен быть игумен современного монастыря, возникшей при обсуждении проекта документа Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих», архиерей предложил быть особенно внимательными к ошибкам и заблуждениям, которые обнаруживаются в практике устройства современных монастырей.
Наибольший отклик участников секции вызвал доклад наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения «Послушание как фундамент монашеской традиции». Архиерей на множестве примеров показал неразрывную связь евангельского и святоотеческого понимания добродетели послушания с основами правильного устроения монашеской жизни. Митрополит Арсений напомнил, что и в советский период при отсутствии монастырей монашеские общины выжили и сохранили традицию, благодаря тому, что в смиренном послушании формировались вокруг старцев-духовников. «Где было послушание, там было и старчество», — привел владыка Арсений слова схиархимандрита Серафима (Мирчука), завершая свое выступление.
Наместник Нило-Столобенской пустыни архимандрит Аркадий (Губанов) в докладе «"На связи с Богом": богослужебная и молитвенная жизнь монастыря и братии как условие сохранения монашеского духа», опираясь на письменное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), раскрыл принципы, которыми нужно руководствоваться, устраивая как общую богослужебную жизнь обители, так и личную молитвенную жизнь каждого насельника. В основании этих принципов — главные монашеские добродетели: послушание и умная сердечная молитва. В том случае, когда игумен и духовник сверяют свою жизнь с этими принципами, братство и каждый инок в монастыре, по слову автора, будут постоянно находиться «на связи с Богом», а обитель, сохранит особый, не причастный миру, дух.
Архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме выступил с докладом «"Жительство не по плоти, но по Духу": преодоление тяготения к миру и мирскому в современных обителях». Анализируя риски развития монастырей XXI века, архимандрит Пимен показал, как внедрение технологических новшеств и чрезмерное увлечение социальной деятельностью могут поставить под угрозу духовную жизнь насельников. В своем исследовании автор также рассмотрел вопросы о том, различаются ли условия спасения в бедных и богатых обителях и как должно соотноситься ведение хозяйства с реальными потребностями монастыря.
В ходе работы участники Чтений имели возможность задать выступавшим свои вопросы.
В завершение митрополит Нижегородский Георгий огласил итоговый документ работы направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXV Международных Рождественских образовательных чтений.
В 2017 году в мероприятиях профильного «монашеского» направления приняли участие 260 насельников монастырей России, Украины, Белоруссии, Грузии, Кипра и Германии.